Вознесение

Фото3484 - копия

Слово на Вознесение Господне

      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

     Расставаясь с теми, коих искренно любим, мы не можем не скорбеть, не можем не чувствовать печали. И становится достойным удивления то, что апостолы – с горы Элеонской, возвращались с «радостию великою». Возлюбленный Учитель, Который один открывал им всякую истину и разгонял мрак сомнений, налегавших иногда на их души, оставляет их как бы одних, а они радуются. Единственный их Покровитель и Защитник оставляет их среди враждебных Христу и всему Христову, а они радуются. Христос Господь, от беседы с которым сердце их исполнялось живою радостию, оставляет их в мире, полном неудовольствий, скорбей, всякого рода бедствий, а они радуются. Непонятное чувство! И мы не поймем его, братие, если будем смотреть на апостолов, как на простых человеков, и будем рассуждать о них по человечески. До Воскресения Господня, когда они ближе были к нам по мыслям и чувствам, и их сердца, подобно нашим, исполнялись скорбию. Но теперь, когда воскресший Господь дний четыредесять говорил им об устроении Царства Своего на земле, когда дуновением Его сообщенный Дух очистил и просветил их мысли и чувства – теперь они уже не могли питать подобных нашим скорбных чувств разлучения, теперь сами они ясно разумели, что лучше есть, да отыдет от них Господь.
Разумеем же братия и мы, что в Вознесении Господа сокрыты и для нас Его великие обетования. Возрадуемся  же о них и возвеселимся. Христос снизшел во гроб, и отверзлась преисподняя; Христос взошел на небо, и прославились горняя. Воскресение Господа есть наша надежда. Его вознесение есть наше прославление. Земное тело взято на небеса. Кости, недавно заключенные в тесном гробе, вознесены сонмом ангелов. Смертная природа пересажена в недра бессмертия. Господь и Спаситель наш Иисус Христос прежде был на кресте, а ныне восседает одесную Отца. Когда был на кресте, дал за нас цену искупления; когда вознесся, привлек к  Себе то, что приобрел. «Ныне — в день Вознесения, — род человеческий примирен совершенно с Богом. Древняя брань и вражда истреблены. И мы, которые недостойны жить и на земле, вознесены на небо и  наследуем Царство Небесное.  Мы, которые не стоим и земного, восходим на небо и наследуем Престол Царя и Владыки. Естество человеческое, которому херувим возбранял  вход в рай, возносится теперь превыше всякаго херувима. Вознесение на небо и одесную Отца сидение – означает полное и окончательное спасение и обожение человеческого естества. Нет более разделения небесного и земного, ибо в Небесах сидит на Престоле Бог, носящий человеческую плоть, носящую раны Его спасительных страстей. Его Крест и Его честные страдания, через Вознесение, стали неотъемлемым содержанием славословия небес. И Господь, возносясь на небо, благословляет землю пречистыми руками Своими, пронзенными гвоздьми, благословляет землю крестным благословением. Какой безконечный ток благословения Христова открывается пред нами, Христиане! Он начинает благословение и, не окончив онаго, возносится. Таким образом, и вознесшись, Он еще продолжает невидимо преподавать благословение. Оно течет и нисходит непрестанно на Апостолов; чрез них преливается на тех, которых они благословляют во имя Иисуса Христа; получившие Христово благословение чрез Апостолов распространяют оное на других; таким образом все принадлежащие ко Святой, Соборной, Апостольской Церкви, делаются причастными единаго благословения Иисуса Христа и Отца Его, благословляющаго нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе. Как роса Аермонская, сходящая на горы Сионски, сходит сие благословение мира на всякую душу, восходящую выше страстей и похотей, выше сует и попечений мира; как неизгладимая печать, знаменует тех, кои Христовы суть.

     Но, Господи, прости нас недоумевающих и дерзающих мыслить при виде Твоего дивного Вознесения: почто не соблаговолил Ты вознестись на небо из Иерусалима на виду распявших и не верующих в Тебя иудеев? Ты знал, Сердцеведче, что никакие чудеса не могут уже смягчить ожесточенные сердца иудеев. Если они до сих пор все явленные Тобою силы признали за вельзевуловы; если после того, как Ты воскресил четверодневного Лазаря, они не уверовали, но положили убить Тебя, если они и тогда, когда Ты Сам воскрес, не поверили сему чуду, но подкупили воинов сказать, будто ученики Твои украли тело Твое, то, конечно, и преславное вознесение Твое не могло уже спасти их и они приписали бы его действию князя бесовского. О, Иерусалим, Иерусалим! Если бы ты хотя бы в сей день узнал, что служит к миру твоему! Но сие сокрыто ныне от глаз твоих, ибо ты не познал времени посещения твоего! И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два ангела в белых одеждах и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.   Удивительным кажется то, что вы, светоносные мужи, вопрошаете сих мужей Галилейских, для чего смотрят они на небо. Как им не смотреть на небо, куда вознесся Иисус, куда перенесено их сокровище, куда взята их надежда и радость, где жизнь их сокрылась? Если бы теперь смотрели они на землю: тогда надлежало бы спросить их, — и надлежит спросить всех последователей Иисуса Христа, которые пристрастным оком смотрят на землю: что смотрите на землю? Чего вам искать на ней после того, как единственное ваше Сокровище взято и отнесено в сокровищницу небесную? Вам сказано, и так должно быть, да идеже есть сокровище ваше, там будет и сердце ваше. И так, если сокровище ваше на небесах, там должно быть и сердце ваше; туда должны быть устремлены взоры ваши, помышления ваши, желания ваши.

     Возверзем же на небеса взоры наши, и вместе с апостолами возопием: не разлучися нас Пастырю добрый, но посли нам Духа Твоего Пресвятаго, наставляюща, и утверждающа, и просвещающа и освящающа души наша.

     Аминь.